Porsche использует cookies с целью оптимального оформления и улучшения веб-сайта, а также предоставления определенных функций. Пользуясь веб-сайтом в дальнейшем, Вы также соглашаетесь на использование cookies. Подробнее.
Как восстановить классический раллийный автомобиль Porsche 959 Paris-Dakar.
Классический гоночный автомобиль Porsche, с любовью сохраненный для будущих поколений.
Спустя почти четыре десятилетия после того, как три уникальных гоночных автомобиля Porsche потрясли мир автоспорта своими успехами в ралли, мы расскажем историю полного восстановления одного из них инженерами Porsche.
В 1986 году особенный спортивный автомобиль Porsche принял участие в одном из величайших испытаний в автоспорте - ралли Париж-Дакар - и вышел победителем. За годы, прошедшие после этого знаменательного достижения, подвиг трех автомобилей Porsche 959 Paris-Dakar, принявших участие в этом внедорожном марафоне протяженностью 14 000 км, вошел в историю автоспорта Porsche. Поэтому, когда спустя почти четыре десятилетия было решено провести реставрацию одного из этих автомобилей 959 Paris-Dakar, это был проект, которому было уделено внимание и забота, достойное такого автомобиля. Это история о том, как компания Porsche покорила ралли Париж-Дакар на автомобиле, который теперь восстановлен, чтобы рассказать свою историю новому поколению поклонников Porsche.

Что представляло собой ралли Париж-Дакар 1986 года?

Условия ралли Париж-Дакар, проходившего через удушливую пустыню и ухабистую саванну, бросали вызов не только технологиям автомобилей, но и уму гонщиков и их командам поддержки. На соревнованиях, где обычно доминируют грузовики и вездеходы, три автомобиля Porsche, участвовавшие в ралли, действительно выделялись. Разработанные инженерами Porsche в Цуффенхаузене, они перевернули представление о том, как выглядит и чего может достичь раллийный автомобиль. Инженеры Porsche потратили два года на то, чтобы превратить суперкар Porsche 959 в нечто, готовое к "Париж-Дакару". Для этого они разработали новые технологии для автомобиля: например, усилили подвеску двойными амортизаторами на передней оси. Также был добавлен центральный дифференциал с электрогидравлическим управлением, который, когда поверхность не требовала полного привода, мог распределять мощность на переднюю и заднюю оси.
Восстановленный Porsche 959 Paris-Dakar,
который под управлением пилотов Джаки Икса и Клода Брассора пришел вторым в ралли 1986 года.
Однако упорная работа инженеров окупилась не сразу. Дебют Porsche 959 Paris-Dakar состоялся на ралли Париж-Дакар 1985 года, но все три автомобиля, участвовавшие в нем, были вынуждены сойти с дистанции раньше времени. Но год спустя все было совсем по-другому. Французская комбинация Рене Метге и Доминика Лемойна на одном из автомобилей 959 Paris-Dakar пересекла линию на первом месте, а второе место заняли Джаки Икс и Клод Брассёр. Третий автомобиль 959 Paris-Dakar, управляемый руководителем проекта Роландом Куссмаулем и Вольфом-Хендриком Унгером, занял шестое место - в общем, невероятный результат для Porsche.

Как был восстановлен автомобиль Porsche 959 Paris-Dakar?

Сыграв столь значительную роль в истории автоспорта Porsche, было вполне естественно, что все три автомобиля стали частью коллекции музея Porsche. Под бдительным присмотром команды Porsche Heritage and Museum и при содействии команды Porsche Classic, Porsche 959 Paris-Dakar Джаки и Клода был аккуратно отреставрирован. В отличие от него, автомобиль победителей Рене и Доминика был сохранен таким, каким он был во время соревнований, со всей его грязью, копотью и повреждениями, полученными во время гонок. Он служит наглядным напоминанием о том, через что пришлось пройти этим автомобилям во время таких напряженных соревнований, как ралли Париж-Дакар.
Раллийные автомобили Porsche 959 Paris-Dakar, участвовавшие в легендарном соревновании 1986 года, теперь воссоединены в музее Porsche.
При этом целью восстановления автомобиля, занявшего второе место, не было возвращение его в предсоревновательное состояние. Для возвращения автомобиля к жизни требовался мягкий и взвешенный подход, который не перечеркнул бы историю легендарного автомобиля. Целью проекта было заменить как можно меньше деталей, починить то, что можно починить, и сохранить автомобиль в максимально оригинальном состоянии.

На момент начала процесса восстановления пробег автомобиля составлял 18 000 км – из которых 14 000 км в ралли и еще несколько тысяч в ходе испытаний. Первым шагом к оценке его состояния было снятие кузова и более тщательный осмотр. Если говорить о физических повреждениях, то коробка передач, двигатель и трансмиссия были в относительно хорошем состоянии. Когда автомобиль участвовал в гонках, днище 959 Paris-Dakar было усилено стекловолокном для предотвращения повреждений в условиях испытаний и высоких скоростей, в которых проходило ралли. В результате большая часть автомобиля была в хорошем состоянии, а передние оси и подвеска хорошо защищены. Потеря краски на днище автомобиля была одним из основных признаков износа, присутствовал тонкий слой ржавчины и немного коррозии - но это был почти 40-летний автомобиль, эксплуатировавшийся в самых экстремальных условиях, с которыми когда-либо сталкивался автомобиль. Невероятно, но не было никаких признаков значительных повреждений или коррозии.

Сердцем раллийного автомобиля 959 Paris-Dakar был его двигатель. Он был снят с шасси, чтобы реставраторы смогли рассмотреть его ближе. Двигатель и коробка передач 959 Paris-Dakar были уникальными, хотя и имели много общего с серийными моделями 959. Одной из уникальных особенностей двигателя и коробки передач был электронно-управляемый фиксированный приводной вал на задней оси, который придавал автомобилю определенную жесткость. Может показаться, что это может стать помехой, но только не для ралли Париж-Дакар, где это было необходимо на мягких, песчаных участках пустыни.
После разборки целью реставрации было вернуть как можно больше оригинальных деталей в 959 Paris-Dakar, но при необходимости устанавливались новые.
Когда коробка передач была полностью разобрана, реставраторы с удивлением обнаружили, что повреждения на 959 Paris-Dakar были не больше, чем на любом другом автомобиле - подшипники и другие изношенные элементы были легко земенены. Когда дело дошло до корпуса коробки передач, его оставили в том виде, в котором он был найден - в хорошем состоянии, оставив патину и въевшуюся грязь, чтобы сохранить целостность и историю этого выдающегося автомобиля.

Несмотря на то, что двигатель серийной модели был очень похож, некоторые его аспекты были изменены, чтобы сделать его более подходящим для автоспорта. Однако такая близость к своему дорожному собрату значительно упростила восстановление двигателя 959 Paris-Dakar благодаря доступности деталей 959. После разборки коленчатый вал оказался почти как новый, а износ поршней и цилиндров практически отсутствовал. Основным предметом беспокойства был тщательный осмотр тех частей автомобиля, через которые циркулировала вода, поскольку коррозия и ржавчина могут нанести вред двигателю. Однако внутренняя часть двигателя, к счастью, была чистой и хорошо сохранилась. Единственные следы коррозии были на внешней стороне двигателя, но это можно было быстро устранить.

После того как двигатель и трансмиссия были сняты с 959 Paris-Dakar, остались только подвеска, амортизаторы, проводка и масляная система. Во время ралли автомобиль подвергался большим нагрузкам, поэтому глубокая очистка кузова была просто необходима. После того как грязь была удалена, обнаружилось еще немного ржавчины, но благодаря специальной обработке это не стало серьезной проблемой. Одной из самых сложных частей процесса реставрации была замена двух шлангов охлаждающей жидкости, проходящих по всей длине автомобиля - из-за их возраста они пришли в негодность и, следовательно, были подвержены протечкам.
Разбор Porsche 959 Paris-Dakar - автомобиль был полностью разобран, чтобы можно было просмотреть и оценить каждую деталь.
Другой большой проблемой была топливная система. Прежде чем попасть в двигатель, топливо проходит через ряд фильтров и насосов, но учитывая экстремальные условия, в которых ездил 959 Paris-Dakar, было неизбежно скопление песка в топливном баке. Чтобы обеспечить наилучшую производительность топливной системы, все эти насосы и фильтры были заменены.

Кузов автомобиля, изготовленный из пластика и композитного стекловолокна, потребовал ремонта. Для многих одним из самых запоминающихся аспектов 959 Paris-Dakar стала его ливрея. Задача состояла в том, чтобы как можно меньше вмешиваться в экстерьер. Поврежденные детали были усилены таким образом, чтобы сохранить их целостность. Это включало удаление трещин, шлифовку поверхности и укрепление деталей несколькими слоями эпоксидной смолы.

Porsche 959 Paris-Dakar и Джаки Икс

Завершающим этапом процесса реставрации стала сборка всех элементов автомобиля вместе с новыми - и затем воссоединение его с тем, кто, как и сам автомобиль, является весьма особенным. И кто может стать первым человеком, который сядет за руль вновь выпущенного Porsche 959 Paris-Dakar, как не один из его гонщиков, легенда бельгийского автоспорта и шестикратный победитель Ле-Мана Джаки Икс?
Источник: https://www.porsche.com/stories/mobility/how-to-restore-a-classic-porsche-959-paris-dakar-rally-car